Мы уже не раз обращались к теме перехода от эпохи Рыб к эпохе Водолея, сравнивали качества этих знаков Зодиака и, соответственно, особенности данных астрологических эпох.
Если мы хотим глубже исследовать данный вопрос и полнее понять особенности этих эпох, имеет смысл рассмотреть не просто соответствующие знаки Зодиака, а так назывемые зодиакальные кресты — группы из четырех крест-накрест расположенных знаков Зодиака. Такая конфигурация знаков хорошо отображает динамику эпохи, базовые задачи, решаемые человечеством в этот период, указывает на прошлый опыт и достигаемые результаты.
Применительно к эпохе Рыб такой крест составляют знаки Рыбы — Дева, Близнецы — Стрелец. Ось Рыбы — Дева характеризует форму проявления цивилизации, ось Близнецы — Стрелец — ось достижений, результата. Обычно в астрологии этот крест называют мутабельным или подвижным. Это связано с тем, что первый по счету знак Зодиака в этом кресте — Близнецы, известные своей «гипер»-подвижностью).
Все знаки Зодиака очень многогранны, многоуровневы, поэтому постараемся брать наиболее типичные, яркие проявления этих знаков.
Рыбы с точки зрения жизни человеческой цивилизации означают период, когда человечество проходит уроки наработки высших ценностей, идеалов, самоотверженности, жертвенности во имя этих идеалов. Человечество учится видеть мир связным, целостным. Большой акцент делается на веру, религии. Много происходит мистического, загадочного, «не от мира сего». Многие религии в этот период призывают отказаться от земного, материального во имя небесного, идеального. Другая сторона этих акцентов — развитие фанатизма, религиозной вражды, теневых, закулисных правящих структур, различных тайных обществ и т.д. Стихия знака Рыб — вода — символизирует то обстоятельство, что корни, причины многих процессов не лежат на поверхности, а скрыты глубоко в толще воды, трудно докопаться до истины, идя обычным путем. Управитель Рыб планета Нептун говорит, что практическая жизнь цивилизации в это время сильно связана с водоемами, морями, океанами: интенсивное мореплавание, открытия и переоткрытия материков и другие географические открытия, торговля и т.д.
Противостоит Рыбам (и дополняет эту ось креста) знак Девы. Управитель Девы и Близнецов — Меркурий — посланник богов, носитель знаний, информации. В идеале Дева должна дополнять и уравновешивать знак Рыб, что позволило бы цивилизации проявляться гармонично, сбалансированно. Дева — знак науки, научного взгляда на мир, здравого смысла. Для Девы характерно аналитическое исследование реальности, практицизм: чего нельзя потрогать руками — того и нет.
Если бы эти два знака в жизни цивилизации дополняли друг друга, то религия не выродилась бы в набор догматов и не породила бы крестовые походы, а наука не потеряла бы божественного знания и описывала бы реальность полнее и формировала более возвышенную, гуманную жизнь цивилизации, не стала бы бездушным орудием в руках толстосумов. Но, увы, в какой-то период эта ось «разломилась», религия погрязла в догматах, а наука стала бескрылой, приземленной, погрязла в критицизме.
Вторая ось креста: Близнецы — Стрелец характеризует направление реализации, достигаемый результат, движение по вертикали — восхождение к новым высотам.
Близнецы символизируют исходную, отправную точку данной эпохи: то, на что можно опереться, от чего цивилизация отталкивается. Это, конечно, идея братства всех людей. Близнецы — братья. Хорошая идея, но и здесь не обошлось без подмен. Вместо духовного братства часто имелось в виду кровное братство, принадлежность к одной религии, одному этносу, общей территории проживания и т.д. То, что все мы братья как дети Бога декларировалось, но к жизни имело малое отношение.
В «техническом» плане знак Близнецов как «опорная» точка цивилизации проявился в бурном перемещении людских масс, развитии коммуникаций, интенсивной торговле, постоянном перемешивании больших масс народов. Современная «закомпьютеризованность» нашей жизни тоже во многом оттуда же.
На другом, верхнем конце вертикальной оси расположен Стрелец — достигаемый результат. Стрелец применительно к цивилизации — это идеи, идеологии, власть, политика, мировоззрение. Человечество в течение эпохи Рыб училось формировать из идей (высоких и не очень) идеологии и с их помощью управлять человеческими массами. Идеология в позитивном проявлении помогает человеку подняться над его узким мирком, увидеть общие для людей значимые идеи и ценности, устремить людей на полезную, созидательную работу, помогает организовать эффективную жизнь общества.
К сожалению, идеи и порождаемые ими идеологии имеют свойство враждовать между собой, сталкивая и людей — их носителей. Идеологии могут обрастать догматами, вырождаться или быть изначально разрушительными. К концу эпохи Рыб мы видим заидеологизированное и заполитизированное человечество, которое пыталось руководствоваться кучей теорий, концепций, идей.
Сейчас, при переходе к эпохе Водолея, многие идеологии исчерпали себя, показали свою несостоятельность, освободили место новым инструментам самоорганизации человеческого сообщества. Итак, давайте теперь рассмотрим крест Водолея.
Крест, построенный от знака Водолея, содержит две оси: «горизонтальная» ось — ось формы проявления эпохи — знаки Лев — Водолей, «вертикальная» ось эпохи — ось реализации, результата — Телец — Скорпион. Прилагательные при слове ось закавычены потому, что здесь имеется в виду не пространственная ориентация, а функциональное назначение осей. В астрологии этот крест обычно называют фиксированным или постоянным потому, что первый знак креста — Телец — символ стабильности, прочности, неизменности формы.
Водолей относится к знакам стихии воздуха. Это последний из трех воздушных знаков. Управителем Водолея является планета Уран — в мифологии бог грозы и атмосферных явлений. Поэтому воздух в Водолее — это наэлектризованный воздух, воздух после грозы. Вся современная электроника, радиосвязь, интенсивное использование эфира и радиоволн как раз являются очевидной иллюстрацией того факта, что мы входим в эпоху Водолея. Воздух, в определенном смысле — это открытое, свободное, прозрачное пространство, удобное для общения, коммуникации. Поэтому известная евангельская фраза «нет ничего тайного, что не стало бы явным» характеризует переход от Рыб, где можно было скрывать в глубине вод, к Водолею, где все выносится на воздух и становится видным, явным.
Итак, эпоха Водолея — это и бурное развитие электроники. А в электронике одно из ключевых понятий — резонанс. Сам символ знака Водолея — две волны, частоты которых могут совпадать или не совпадать. Если перенести это понятие на сферу человеческих отношений, то это способность людей настраиваться друг на друга, действовать согласованно, в резонанс. То есть сразу виден сильный акцент на согласованном взаимодействии людей, групповых формах деятельности. Но чтобы настроиться на кого-то, человек сам должен излучать, то есть быть яркой творческой личностью, имеющей то, что он может предложить миру.
Это и символизирует второй знак горизонтальной оси — Лев. То есть, чтобы возник резонанс и, как следствие, резкое возрастание амплитуды колебаний (применительно к людям — возрастание количественных и качественных результатов деятельности группы), нужно, чтобы каждый участник излучал устойчивое, упорядоченное колебание, а не шумоподобную хаотическую вибрацию. Для этого нужны не «серые мышки», собранные в «группу», которые ничего, кроме шума не сгенерируют, а согласованное сотворчество ярких (Лев — стихия огонь), состоявшихся личностей, имеющих свою «ноту», вибрацию — имеющих, что сказать миру.
Следовательно, горизонтальная ось Лев — Водолей — это свободное, добровольное, согласованное сотворчество ярких личностей, приводящее к резонансу и резкому повышению эффективности со-творчества.
Вертикальная ось. Знак Тельца есть исходная, стартовая ситуация: имеются отдельные состоявшиеся формы личностей, имеющие уникальные, неповторимые наборы качеств каждой личности, что, с одной стороны дает разнообразие проявлений и уникальность каждой личности, а с другой стороны — затрудненность согласованного, резонансного взаимодействия — сотворчества. То есть, налицо разобщенность, разнобой, индивидуальное проявление. Личность защищает живущий в ней огонек души, но и одновременно ограничивает, сковывает его диапазон проявлений, масштаб творчества, лишает гибкости, адаптивности, ограничивает динамику жизни. То есть, «заточает» душу. Не случайно в русских сказках столько мифологем о спящей царевне — душе народа, томящейся в тисках материи (Россия под Водолеем и, следовательно, это ее крест).
Направление развития, восхождение, достигаемый результат символизируется знаком Скорпиона. Это знак трансформации, преображения, выхода за пределы ограничивающей личности. Это мобильность, подвижность формы, хорошая адаптивность к меняющимся внешним обстоятельствами личностей друг к другу. Часто говорится, что Скорпион — знак смерти. Но единственная смерть, которая здесь имеет смысл — это смерть нашего эгоизма. Хотя, совсем уж закристаллизованные формы, не способные на трансформацию, действительно могут погибнуть, освободив тем душу из плена.
Поэтому, в эпоху Водолея, люди, участвуя в коллективном согласованном сотворчестве, так изменяют свойства своей личности, что она становится гибкой, способной к трансформации, перестает ограничивать проявления души, дает возможность преображения, выхода в другие миры-континуумы. Личность становится утонченным, послушным инструментом души, а согласованная деятельность людей помогает управляющей Иерархии со-Творцов эффективнее реализовать План эволюции на Земле.
Итак, если в эпоху Рыб акцент делался на внутреннюю индивидуальную работу по развитию человека: уединение, уход от несовершенств мира, борьба с личными недостатками, молитва, медитация, укрепление веры в высшие силы, жертвенность и т.п., то в эпоху Водолея акцент делается на свободном, осознанном согласованном сотворчестве групп людей, умении слушать и слышать друг друга не только физически, но и душой. Создается общее энерго-информационное поле, которое защищает от возможных искажений. При этом происходит взаимное сглаживание, нейтрализация и минимизация несовершенств отдельных личностей. Повышается чистота эфирной субстанции, энергетических полей, а значит и проявленных материальных форм царств природы.