О чём говорит Тишина.
Глава 7. Природа. Экхарт Толле.
Мы зависим от природы не только в смысле своего физического выживания. Природа нужна нам еще и для того, чтобы показать нам обратный путь домой, путь из тюрьмы нашего собственного ума. Мы потерялись в деланье, думанье, запоминании, забегании вперед — заблудились в лабиринте сложностей и мировых проблем.
Мы забыли то, что помнят камни, растения, животные. Мы забыли, как нам быть, как нам быть спокойными, быть самими собой, как быть там, где течет жизнь Здесь и Сейчас.
Стоит тебе направить внимание на что-нибудь природное, на то, что появилось без вмешательства человека, как ты выходишь из тюрьмы концептуализированного абстрактного думанья и в какой-то мере входишь в состояние соединенности с Сущим, в котором по-прежнему существует всё естественное.
Направить внимание на камень, дерево или животное вовсе не значит думать о нем — просто воспринимай его, удерживая его внутри своей осознанности. Тогда что-то от его сути вселяется и в тебя. Ты начинаешь чувствовать, как оно спокойно, и когда ты это чувствуешь, то же самое спокойствие поднимается внутри тебя. Ты чувствуешь, как глубоко его корни уходят в Сущее — оно прибывает в полном единстве с тем, что оно есть и где оно есть. Осознавая это, ты тоже приходишь к такому месту внутри себя, где есть глубокий покой.
Гуляя или отдыхая на природе, чти этот мир своим полным пребыванием в нем. Будь спокоен. Смотри. Слушай. Видь, насколько целостно каждое живое существо, каждое растение. В отличие от людей, они никогда не раздваиваются. Они не живут через ментальное представление о себе, поэтому им нет нужды защищать или раздувать его. Таков олень. Таков бледно-желтый нарцисс.
В природе всё существует не просто в полном единстве с самим собой, всё пребывает в полном единстве со всем остальным. Никто не вычленяет себя из целостной структуры, претендуя на обособленное существование типа «я» и вся остальная вселенная.
Привнеси свою осознанность в едва различимые звуки природы — в шелест листьев на ветру, шум падающих капелек дождя, жужжание насекомых, в первую птичью трель на рассвете. Целиком отдай себя слушанью. За звуками есть нечто гораздо большее — святость, которую нельзя постичь мыслью.
Ты не создавал свое тело и не можешь контролировать его функции. Здесь работает разумность, гораздо более мощная, чем человеческий ум. Это та же разумность, что поддерживает природу и дает ей силу. Нет другого способа подойти к этой разумности ближе, чем через осознавание собственного внутреннего энергетического поля — через ощущение его жизненности, ощущение вдыхающего жизнь присутствия внутри тела.
Если ты воспринимаешь природу только умом, через мысли, через думанье, то не можешь чувствовать ее живости, жизненности и данности. Ты видишь только форму и не осознаешь жизнь внутри этой формы — а это святое таинство. Мысль низводит природу до уровня товара, предмета потребления. Она использует ее в погоне за прибылью или с целью получения знаний, или в каких-либо иных утилитарных целях. Реликтовый лес становится пиломатериалами, птица — научной программой, гора — объектом, который надо продырявить штольнями или покорить.
Когда ты воспринимаешь и осознаешь природу, пусть вместе с этим появляются промежутки без мыслей, без ума. Когда подходишь к природе подобным образом, она будет отвечать тебе и участвовать в эволюции человеческого и планетарного сознания.
Замечай, как присутствует цветок, как он отдался жизни. Комнатные растения у тебя дома — смотрел ли ты когда-нибудь на них по-настоящему? Позволил ли ты такому знакомому и вместе с тем загадочному существу, которое мы называем растением, научить тебя своим секретам? Заметил ли ты, как глубоко оно спокойно? Каким полем тишины окружено? В момент, когда ты начинаешь осознавать эманацию покоя и мира, исходящую от этого растения, оно становится твоим учителем.
Понаблюдай за каким-нибудь животным, цветком или деревом и посмотри, как оно покоится в Сущем. Оно является самим собой. У него невероятное достоинство, невинность и святость. Но для того, чтобы ты это увидел, тебе нужно уйти далеко за свою ментальную привычку давать названия и навешивать ярлыки. В тот момент, когда ты смотришь за ментальные ярлыки, ты чувствуешь невыразимое измерение природы, которую нельзя постичь через мышление или чувственное восприятие. Это гармония, святостью которой пронизана и пропитана не только вся природа, но которая есть и внутри тебя.
Воздух, которым ты дышишь, — это природа, так же как и сам процесс дыхания. Перенеси внимание на свое дыхание и осознай, что ты не совершаешь его. Это дыхание природы. Если бы тебе пришлось помнить о том, что ты должен дышать, ты бы скоро умер, и если бы ты попытался остановить свое дыхание, то природа взяла бы верх. Начиная осознавать дыхание и удерживая на нем внимание, ты наиболее интимно и глубоко воссоединяешься с природой. Это действие исцеляет и глубоко вдохновляет. Оно вызывает в твоем сознании сдвиг от концептуального мира мыслей к внутреннему миру безусловного сознания.
Природа нужна тебе как учитель, чтобы помочь воссоединиться с Сущим. Но не только тебе нужна природа, ты ей тоже нужен.
Ты не отделен от природы. Мы все являемся частью Единой Жизни, проявляющей себя в бесчисленных формах во вселенной, в формах, которые тесно сплетены и полностью взаимосвязаны. Осознавая эту святость, красоту, немыслимую тишину и достоинство, в которых существует цветок или дерево, ты что-то добавляешь и цветку, и дереву. Через твое признание, твою осознанность природа также приходит к знанию себя. Она приходит к знанию собственной красоты и святости — через тебя!
Великое безмолвное пространство обнимает всю природу. Оно также обнимает и тебя. Только когда ты спокоен внутри, у тебя появляется доступ к тому миру покоя, где пребывают и камни, и растения, и животные. Только когда твой шумный ум затихает, ты на глубинном уровне обретаешь возможность соединиться с природой и выйти за пределы чувства разделенности, создаваемого избыточным думаньем.
Думанье — это ступень в эволюции жизни. Природа существует в первозданном и чистом спокойствии, предшествовавшем появлению мысли. И дерево, и цветок, и птица, и камень не осознают собственной красоты и святости. Когда люди становятся тихими, они выходят за пределы мысли. В той тишине, что за мыслью, есть дополнительное измерение знания и осознанности.
Природа может привести тебя к тишине и покою. Это ее дар тебе. Когда ты воспринимаешь природу и соединяешься с ней в этом поле покоя, твоя осознанность начинает пронизывать это поле. Это твой дар природе.